Зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России о ситуации на рынке труда: «Зарплаты растут не у всех»
Из-за дефицита кадров ситуация на рынке труда в России разворачивается в сторону наемных рабочих: они могут рассчитывать и на рост заработной платы, и на защиту своих интересов силами профсоюзов. О кадрах и человеческом потенциале на предприятиях, перспективах рынка труда и его проблемах в интервью «ФедералПресс» на полях ИННОПРОМа в Екатеринбурге рассказал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков.
— Поговорим о кадрах и человеческом потенциале. Это одна из самых важных проблем, в том числе на промышленных предприятиях. Как вы считаете, как сейчас профсоюзы могут помочь промышленникам? И какая существует защищенность у сотрудников предприятий?
— Мы наблюдаем дефицит кадров: уехала часть мигрантов, часть людей ушла на СВО. Проблема дефицита кадров связана с оплатой. Мы долгое время жили в ситуации, когда условия на рынке труда диктовал покупатель – работодатель. А сейчас условия диктует продавец рабочей силы – работник. И предприятия конкурируют друг с другом даже за неквалифицированную рабочую силу.
Сейчас работодатели предпринимают разные попытки решить проблемы дефицита рабочей силы, в том числе сомнительные. Например, вывести на рынок труда несовершеннолетних.
В росте заработных плат, который мы сейчас наблюдаем, есть определенный плюс. В нашей стране долгое время была проблема с уровнем автоматизации производства. Мы до сих пор отстаем от Кореи, Японии, европейских государств. А почему? В том числе потому, что работодателю было проще нанять работника за небольшую заработную плату, чем оплачивать и обслуживать роботов.
Сейчас ситуация меняется. Я думаю, процесс автоматизации пойдет высокими темпами. Тут есть и потенциальная проблема. Если рабочие будут заменяться роботами, куда они пойдут работать?
Но ведь роботов надо обслуживать? Будут появляться соответствующие специальности.
— Некоторое время назад Министерство труда сделало «Атлас новых профессий», и сейчас читать его скорее весело. Тогда считалось, что стране нужны ландшафтные дизайнеры, а сейчас внезапно необходимы индустриальные работники. К постиндустриальному обществу мы еще не перешли.
Железо, уголь, зерно – материальные предметы, которые производят люди, – по-прежнему были и остаются актуальными.
Эпоха работодателя ушла?
— На некоторое время.
— Считаете, что и эпоха работника со временем сменится?
— Все идет по спирали. Конечно, сменится. Вопрос – на каком уровне. Опасность прогнозов в том, что и мне их могут потом припомнить. Но мы живем в очень быстро меняющемся обществе. У нас за последние годы глобальные перемены и в политике, и в поведении общества, и в форме труда.
Когда ковид начинался, у нас появилась дистанционная удаленная работа, а в Трудовом кодексе положение о надомной работе. Нам тогда удалось в очень короткие сроки принять изменения в трудовом законодательстве, которые защитили и права работников, и то, на что имеет право работодатель. Я думаю, темпы перемен будут только нарастать.
— Как вы оцениваете защищенность сотрудников на российских предприятиях, в бизнесе, по сравнению с другими странами?
— У нас сейчас нет массовых нарушений прав российского работника. Нет долгов по заработной плате, как в 90-х годах, что было уникальным для всего мира. Есть нарушения, и наши юристы ежегодно в судах представляют интересы сотрудников. Около 15 тысяч дел ведут наши юристы в течение года, из них 90 % выигрываются. Но это текущий процесс, который преодолевается.
Отметим также, что в условиях дефицита кадров выросли зарплаты. Но выросли не у всех. В реальном секторе экономике – да. Но у нас есть бюджетные сотрудники – врачи, учителя. У них достойный уровень заработной платы обеспечивается через переработки и работу на 1,5–2 ставки. И складывается ситуация, что зарплаты выросли не у всех, а цены выросли для всех. Это определенная проблема, с которой мы прямо сейчас сталкиваемся».
Источник: 18:09 01.08.2024 ФедералПресс fedpress.ru