Доказали «вредный» стаж. Первичная профсоюзная организация «Качканар-Ванадий» помогает членам профсоюза в судебном порядке отстоять право на досрочное пенсионное обеспечение

Доказали «вредный» стаж. Первичная профсоюзная организация «Качканар-Ванадий» помогает членам профсоюза в судебном порядке отстоять право на досрочное пенсионное обеспечение

На протяжении нескольких лет работники одного из дочерних предприятий Качканарского ГОКа, где создана цеховая организация, входящая в состав первичной профсоюзной организации «Качканар-Ванадий», вынуждены в судебном порядке доказывать свое право на досрочное назначение пенсии.

Дело в том, что данный работодатель продолжительное время не мог согласовать сначала с Пенсионным фондом, а в настоящее время с Социальным фондом России, перечень льготных профессий работников, которым в настоящее время приходится обращаться в суд, чтобы подтвердить наличие льготного стажа работы, необходимого для досрочного пенсионного обеспечения.

Речь идет о тех профессиях, которые прямо не поименованы Списками людей, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, но работники заняты постоянно в течение полного рабочего дня на работах, указанных в соответствующих Списках. Со стороны работодателя предпринимались действия включить эти профессии в льготный перечень. Пенсионный фонд же считал, что льготный характер работ не доказан работодателем, указанные профессии в качестве льготных не принимал. В свою очередь, работодательне уплачивал дополнительные тарифы по страховым взносам. В результате работникам, достигшим возраста для досрочного назначения пенсии и по условиям Списка отработавшим необходимое количество лет, а в некоторых случаях и гораздо больше, чем требуется законодательством, пенсионный орган выносил решение об отказе в досрочном назначении пенсии.

Причина отказа – отсутствие требуемой продолжительности льготного стажа, потому что работодатель не подавал сведения индивидуального персонифицированного учета, которые бы отражали код особых условий труда.

Еще одна интересная особенность, которая объединяет данные случаи: изначально работники трудились в цехе на одном предприятии, а затем этот цех выделился в совершенно отдельное предприятие. До этого момента работники «зарабатывали» свой льготный стаж во вредных условиях труда, а при переводе их в другую организацию им при всех сохранившихся прежних условиях труда, – на привычных рабочих местах, при выполнении той же технологии, – в стаж по Спискам перестали засчитываться периоды работы. Причина, как уже указывалось выше, – работодатель не смог подтвердить льготный характер работы.

В сложившейся ситуации работники-члены профсоюза обращались в первичную профсоюзную организацию за помощью. Помогая им, доказывая в суде их «вредный» стаж, к зачету принимались спорные периоды продолжительностью от 2 до 9 лет. Соответственно, работники выходили на пенсию раньше общеустановленного возраста на 15 лет (по Списку № 1 в 45 лет – женщины, в 50 лет – мужчины). К примеру, в прошлом году в отношении члена профсоюза – работницы вышеуказанного предприятия — в судебном порядке мы смогли доказать наличие 11 лет специального стажа против 2 месяцев, которые «насчитал» ей пенсионный орган. Суд подтвердил наличие у нее права на досрочный выход на пенсию в 45 лет, раньше на 15 лет, чем общеустановленный возраст. Соответственно, если посчитать экономический эффект от действий профсоюза в отношении только этой работницы, то выйдет сумма более 3 миллионов рублей.

В судебном порядке, доказывая право работника на льготную пенсию, приходилось подтверждать полную его занятость в условиях, предусмотренных Списками. Для этого суду предоставлялись различные документы: табели учета рабочего времени, выдаваемые наряд-задания, путевые листы, регламент технологического процесса, рабочие инструкции, карты специальной оценки условий труда, трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с указанием на установленные доплаты и наличие дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, а также другие свидетельства, которые подтверждали занятость работников в технологическом процессе производства, предусмотренную Списком.

Каждый раз это были многочисленные тома документов, которые рассматривались судами при разрешении спора. Таким образом, документального подтверждения льготного характера работы по спорным профессиям было достаточно, чтобы признать отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости незаконным, обязать его включить спорные периоды в льготный стаж и назначить пенсию работникам со дня обращения.

После первых таких судебных разбирательств, когда в судебном порядке была документально подтверждена и установлена постоянная занятость обратившихся работников более 80% рабочего времени на работах, предусмотренных Списками, работодателем были внесены изменения в перечень льготных профессий (профессии работников были включены в этот перечень), откорректированы сведения индивидуального персонифицированного учета и начата уплата дополнительных тарифов по страховым взносам.

Но, тем не менее, в настоящее время другие работники этих же профессий, выработавшие необходимое количество льготного стажа, достигая возраста, позволяющего досрочно выйти на пенсию, при обращении продолжают получать от Пенсионного фонда отказ в льготном пенсионном обеспечении – стаж, «заработанный» работниками до того, как работодатель скорректировал сведения индивидуального персонифицированного учета, не принимается к зачету. Складывается ситуация, когда от действий работодателя страдают работники, так как они, фактически на протяжении нескольких лет выполняя одну и ту же работу в одних и тех же условиях труда, «потеряли» несколько лет своего льготного стажа и теперь без обращения в суд не имеют возможности воспользоваться гарантированным им государством правом на льготную пенсию за работу во вредных условиях труда.

Не стал исключением 2024 год. В первом квартале Свердловским областным судом было вынесено апелляционное определение, которым он оставил без удовлетворения жалобу Социального фонда России, согласившись с правильностью выводов суда первой инстанции о том, что спорные периоды подлежат включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Суд пояснил, что действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение страховой пенсии по старости (в том числе досрочной) от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению полных и достоверных сведений о работнике. Таким образом, на Отделение Социального фонда России возложена обязанность включать спорные периоды в специальный стаж работника (а это более 10 лет) и назначать ему пенсию с даты обращения. В очередной раз удалось отстоять право члена профсоюза ППО «Качканар-Ванадий» на досрочное пенсионное обеспечение.

Екатерина ШКОЕВА, юрисконсульт ППО «Качканар-Ванадий»

Ïëàâèëüùèê