А профком не согласен… Профсоюзный комитет Богословской ТЭЦ добился перерасчёта начисленных сумм сотрудникам, когда донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы

А профком не согласен… Профсоюзный комитет Богословской ТЭЦ добился перерасчёта начисленных сумм сотрудникам, когда донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы

Казалось бы, вопрос о том, как должен оплачиваться день отдыха работника-донора, в случае если он работает по сменному графику и продолжительность его рабочей смены составляет более 8 часов, был снят с выходом Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 марта 2017 г. № 14-2/ООГ-1727. По мнению ведомства, «устанавливая льготы донорам, в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов)».

Таким образом, считают специалисты Минтруда России, и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день. А «когда день отдыха совпадает с рабочим днем по графику сменности, продолжительность которого более 8 часов, оставшиеся часы должны быть отработаны в последующий период с учётом соблюдения годовой нормы рабочего времени». Иными словами, например, если донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы сотрудника, то он получит за 8 часов средний заработок, а 4 часа ему оплатят в обычном размере, когда он их отработает.

Однако, с таким толкованием закона не согласился профсоюзный комитет Богословской ТЭЦ Свердловской областной организации ОО «Всероссийский Электропрофсоюз». Переговоры с работодателем — АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» (далее АО «ОК РУСАЛ Урал») не привели к положительному результату. Предприятие продолжало начислять донорам средний заработок не за полную продолжительность смены, которую он отработал бы по сменному графику, а только за 8 часов. Позиция Минтруда, изложенная в вышеназванном письме – тому подспорье. Работодатель даже закрепил такой порядок расчета в своем локальном нормативном акте — Регламенте «Гарантии и компенсации донорам крови», согласно пункту 6 которого оплата за день отдыха производится исходя из 8 часов, остальные часы (разницу между рабочей сменой и нормальной продолжительностью рабочего дня) работник должен отработать в другое время по согласованию с работодателем или оформить заявление на отпуск без сохранения заработной платы.

Председатель профкома Богословской ТЭЦ Николай Викторов подготовил иск в Краснотурьинский городской суд Свердловской области в интересах четырех работников-членов профсоюза о перерасчете начисленных сумм исходя из продолжительности смены по графику, то есть 12 часов. Взыскиваемая разница за 5-6 донорских дней составила у четверых работников от 6-ти до 12-ти тысяч рублей.

Суд пришел к выводу, что из анализа статей 2, 21, 22, 186, 139 Трудового кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» следует, что размер среднего заработка работника за дни сдачи крови и её компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха определяется исходя из количества рабочих часов в смене, на которую приходится соответствующий день.

Суд не стал основываться на Письме Минтруда России от 01.03.2017 года № 14-2/ООГ-1727, которое не является нормативным актом. Изложенная в нем позиция – это лишь мнение специалистов ведомства. А в отношении Регламента, действующего на предприятии, суд применил часть 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ, согласно которой нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 12.03.2024 по делу № 2-273/2024 на Акционерное общество «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы работникам за дополнительные дни отдыха, предоставленные за сдачу крови и её компонентов, начислив заработную плату исходя из 12 рабочих часов за смену, а также взыскать в их пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 и 2000 руб.

19 июня 2024 года Свердловский областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе.

Надо признать, что судебная практика в России по таким делам неоднозначна. Но решения, подобные принятому в Свердловской области, есть и в других регионах. Например, апелляционное определение Белгородского областного суда от 16.04.2024 № 33-2062/2024, апелляционное определение Иркутского областного суда от 29.05.2023 по делу № 33-4712/2023 и другие. В связи с этим каждое выигранное в пользу работников дело имеет важное значение для формирования судебной практики.

Избежать судебных разбирательств поможет закрепление в локальных нормативных актах или коллективных договорах нормы об оплате среднего заработка работникам-донорам с суммированным учётом рабочего времени и (или) при сменной работе дополнительных дней отдыха в размере полной смены по их графику работы. Так сделано в АО «РЖД» — пункт 5.22. Коллективного договора АО «Российские железные дороги» на 2023–2025 годы.

Елена Уварова, заместитель руководителя юридического департамента Федерации профсоюзов Свердловской области